Япония имеет один из самых высоких уровней интернет-подключений в мире
Однако физические носители, такие, как книги и DVD-диски, по-прежнему остаются популярнее цифровой информации.
Несмотря на то что Япония «по умолчанию является страной будущего» — статус, который ей присвоил писатель-фантаст Уильям Гибсон (William Gibson), время на этом скалистом архипелаге, кажется, повернуло вспять. Керосин заменяет ядерную энергетику; дефляция, а не инфляция, по-прежнему процветает, а издатели энергично печатают книги, тогда как в соседней Южной Корее, они, кажется, уже отжили свое.
Почему японские потребители не полюбили цифровое чтение?
– До сих пор японцы не брали с собой в путешествия электронные книги, — говорит редактор и издатель японского журнала E-Book 2.0 Хироки Камата (Hiroki Kamata).
Sony, например, была на соответствующем рынке Японии более семи лет, но продала только 500 тыс. электронных книг. «Таблетки» других производителей также начали продавать в стране, но в целом эта категория гаджетов терпит в Стране восходящего солнца фиаско.
Японские потребители все еще, кажется, категорически против электронных книг и демонстрируют даже меньшую заинтересованность в них, чем «поклонники» печати — французы. Согласно исследованию R. R. Bowker, 72% японских потребителей сказали, что они не пытались пользоваться электронными книгами и не хотят пробовать. У идущих на втором месте по этому показателю французов доля сторонников чернил и бумаги — 66%.
Общий уровень принятия электронных книг в Японии остается самым низким среди развитых стран мира. Только 8% японских читателей хоть раз скачали электронную книгу и заплатили за нее. В США доля таких читателей — 20%.
Токийский основатель издательства электронных книг Робин Бертл (Robin Birtle) отмечает, что Япония как минимум на пять лет отстает от Запада в плане оцифровки своей литературы. Он говорит, что во всем виновата ментальность японцев, для которых важно обладать чем-то реальным, физическим.
Это может объяснить и то, почему, хотя Япония имеет одни из самых высоких показателей по числу подключений к Интернету и его скорости, требование по «упаковке» информации в физические носители, такие, как DVD-диски, по-прежнему остается популярным. (В отличие от остальных стран мира здесь диски не исчезают с прилавков.)
Япония также не спешит пополнять свои электронные каталоги. Сейчас в большинстве цифровых книжных магазинов доступно только около 40 тыс. наименований «оцифрованных» книг.
Японские издатели, как отмечают эксперты, боятся потерять свои давние привилегии диктовать цены. Запуск ридера Kobo, принадлежащего японской компании Rakuten, в июле прошлого года был омрачен неудачным программным обеспечением. И даже несмотря на то, что первый Amazon появился в стране в конце прошлого года, цифровая революция, видимо, зашла в тупик.
Ая Мурота (Aya Murota), аналитик токийского офиса Гонконгского совета по развитию торговли (the Hong Kong Trade Development Council), говорит, что в Японии подобные изменения всегда сопряжены с дополнительными сложностями, нежели в других странах.
– Японские издательства очень традиционны. Многие из них не хотят менять структуру бизнеса, — отмечает она.
Однако борьба за японский рынок электронных книг, очевидно, будет складываться по традиционному сценарию. Amazon чувствует давление со стороны Google и Apple, которые готовятся открыть электронные книжные магазины для японских читателей. Аналитики считают, что конкуренция может возникнуть в результате неожиданного поворота событий.
– Появится или нет третий игрок — интересный вопрос. Apple всегда готова к конкуренции, и инвестиции Microsoft в Barnes and Noble (американская компания, крупнейшая в США по продажам книг. — Примеч. ред.) могут быть достаточными, чтобы гарантировать зарубежную экспансию за пределами Европы, — рассуждает Бертл.
В то же время компания NTT Docomo, ведущий оператор мобильной связи в Японии, недавно объявила, что собирается одновременно с Amazon в марте выпустить собственный планшет DTAB — дешевле, чем японский Kindle.
Пока же ридеры остаются «излишеством» для японского рынка. И с таким скудным ассортиментом оцифрованной литературы, который сегодня предлагают местные издательства, зарубежным компаниям придется предпринять нечто большее, чем выпуск блестящих новеньких гаджетов, чтобы оторвать заядлых японских читателей от газет и бумажных книг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий